Схиархимандрит Софроний (Сахаров)

Православный мир в этом году отмечает 25-летие со дня блаженной кончины (11 июля, 1993 г.) мыслителя, богослова, художника, иконописца схиархимандрита Софрония (Сахарова) — ученика одного из самых почитаемых святых XX века преподобного Силуана Афонского.

     Будущий архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился 22 сентября 1896 года в Москве в православной купеческой семье. В детстве увлекался чтением Гоголя, Толстого, Достоевского и Пушкина. Среднее образование получил в Москве. В годы Первой мировой войны он служил в инженерных войсках. В какой-то момент Сергей Сахаров увлекся живописью и в 1915 г. поступил в Академию художеств, где учился до 1917 г. В 1918 . в Москве он был дважды арестован органами ЧК.   Пережил серьезный религиозный кризис: через восемь лет активного приобщения к мистическим практикам Востока вдруг с ужасом обнаружил ущербность собственного духовного опыта. Все последующие годы жизни находился в чрезвычайном напряжении покаяния, в искании Вечного Бога.  

   После революций 1917 г. оказался в эмиграции, во Франции, где продолжил заниматься живописью. Работы Сергея Сахарова выставлялись в престижных салонах, куда подобный допуск был лишь у признанных мастеров. Однако подлинного удовлетворения от искусства он не получал. Наконец решился прекратить занятия, ставшие основной страстью и содержанием его жизни, уехать на Афон и постричься в монахи. В 1925 г. вместе с другом - будущим архиепископом Бельгийским и Брюссельским Василием (Кривошеиным) - прибыл на Святую Гору, поселился в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре и в 1927 г. принял постриг. 13 мая 1930 г. монах Софроний был рукоположен во иеродиакона епископом Жичским Николаем (Велимировичем). 

     Инок Софроний познакомился с преп. Силуаном в 1930-м, а через пять лет принял великую схиму — высшую степень монашеского посвящения, предполагающую всецелое отречение от мира, непрестанный пост и молитву. По смерти преп. Силуана ушел в Карулю — афонскую труднодоступную для людей пустыню. В общей сложности он был учеником преподобного восемь лет. И такой же срок прожил в пустыне, непосредственно усваивая в духовной борьбе с самим собой драгоценный опыт, полученный от наставника. В 1941 г. рукоположен во иеромонаха и с 15 февраля 1942 г. стал духовником монастыря святого Павла на Афоне. С 1943 по 1947 гг. — член братии Троицкой кельи в Новом Скиту.

     После войны, по политическим соображениям схииеромонах Софроний вместе с группой других русских монахов был выслан с Афона и в 1947 г. приехал во Францию, где поступил на четвёртый курс Свято-Сергиевского богословского института. Ввиду перехода в клир Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата был исключен из института и начал служить помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в Сен Женевьев де Буа (1947—1956 гг.). В Европе, исполняя завещание своего учителя, стал готовить к изданию его рукописи и столкнулся с тем, что они нуждаются в теологическом комментарии. На это ему указал богослов Владимир Лосский, сын знаменитого философа-интуитивиста. По мнению Владимира Николаевича, без предисловия и комментирования публиковать записки преподобного Силуана не имело смысла, поскольку далеко не каждый способен понять ценность и силу сложных вещей, выраженных простыми словами. Так появилась на свет книга под скромным названием «Старец Силуан». Она переведена ныне на 22 языка, а в России выдержала более трех десятков переизданий. Эта книга изменила жизнь немалого числа людей — кому-то помогла обратиться к истинной вере, а кого-то — под впечатлением от образа преподобного Силуана — и вовсе сподвигла на монашество.

   В 1959 г. отец Софроний переехал в Великобританию, где в графстве Эссекс, недалеко от Лондона,  основал монастырь, в котором подвизались представители без малого двух десятков национальностей. Со всех концов земли к нему приезжали люди, ищущие духовного просвещения. В России пользуются большой популярностью его книги «Видеть Бога как Он есть», «Таинство христианской жизни», «О молитве», «Духовные беседы», «Письма в Россию», «Подвиг богопознания».

  Схиархимандрит Софроний перенял молитву «за всего Адама» (за все человечество), но особенно усердно молился за Россию. В то время шла «холодная война», и за приверженность к Московскому Патриархату там, вдали от Родины, можно было серьезно пострадать. Несмотря на гонения, вызванные объявленной им позицией, он всем проповедовал о том, что Церковь в России — мученица. Тогда многие воспринимали Московский Патриархат как часть государственной репрессивной машины. Отец Софроний говорил: Церковь в плену у атеистического, крайне враждебного к ней государства, поэтому дополнительные обвинения только на руку ее врагам. Особенно он переживал о родной стране в годы Второй мировой войны: «Часами рыдал я в моих молитвах «о мире всего мира», больше же всего за Россию, за русский народ, которому грозила наибольшая опасность едва ли не полного уничтожения». 

    Особое внимание он обращал на искренность. Советовал быть честными и перед Богом, и перед самими собой, поскольку лицемерие стало частью душевного состояния нынешних поколений. Другая черта современности, грозящая остановить духовный рост, — материальное идолопоклонство, преклонение перед комфортом. Наиболее ценное свойство христианина — мужество и терпение в скорбях. Признак душевной деградации — отчаяние и саможаление. Путь православия — стремление к гармонии разума и сердца. Это ведет к подлинной, христианской любви и в то же время отличает нашу веру от восточных учений, а равно атеизма, в которых на первое место ставится разум, а чувства презираются как низшие психические функции. Православная молитва — не что иное, как наивысшее творчество, открытость Вечности, предстояние перед Лицом Спасителя. Кто научился столь сложному искусству, как правильная молитва, тот достиг совершенства. Преп. Силуан определял это краткой формулой: «Совершенные ничего не говорят от себя, но только то, что дает им Святой Дух». Все книги и духовные беседы о. Софрония — одно большое пособие по спасению души.

    Старец Софроний преставился в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских (11 июля 1993) — как и его учитель, преподобный старец Силуан, почивший в день, когда церковь поминает этих же святых (24 сентября 1938).

Задать вопрос Наверх